Реформирование портовой отрасли должно основываться на передовом опыте Европы

На этом настаивает руководитель ГП «Бердянский морской торговый порт» Николай Ильин по итогам визита группы руководителей украинских портов в Данию.

В середине декабря он ознакомился с передовым опытом развития портовой отрасли на примере трех датских портов, включая столичный Копенгаген, а также провел переговоры с потенциальными инвесторами.

Прибыль портов вкладывается в развитие инфраструктуры

В Дании порты не являются портовыми операторами, они сдают в аренду территории муниципалитетов или государства частным стивидорным компаниям, которые осуществляют перевалку грузов, обновляют их инфраструктуру, намывают новые территории под причалы. По словам руководителей портов, передача в аренду причалов приносит большую прибыль предприятию, чем основная деятельность стивидоров.

Европейский опыт можно применить и в Украине

Принцип использования прибыли предприятий, активное участие городских властей в развитии портов вполне возможно применить и в Бердянском порту, уверен Николай Ильин. На сегодня, как известно, 75% чистой прибыли + другие налоги фактически вымывают свободные средства предприятия, которые должны вкладываться в модернизацию порта. Кроме того, не доведена до логического завершения процедура оформления земельного участка, на котором находится порт. На сегодня он в городской собственности. До принятия проекта берегозащитной линии узаконить землю не представляется возможным. В перспективе, Николай Ильин видит будущее в более тесном взаимодействии в развитии порта с городской властью и в создании властью благоприятного налогового и инвестиционного климата.

Датский инвестор готов вкладывать средства в развитие инфраструктуры порта на условиях трудового коллектива предприятия

В рамках визита в Данию, руководитель Бердянского порта Николай Ильин провел серию встреч с компаниями, которые заинтересованы в тесном сотрудничестве с БМТП. Речь идет о возможном строительстве зернового терминала на свободных территориях БМТП, создании около 200 новых рабочих мест, прокладке 15-ти километрового отрезка дороги, который будет предназначен для движения крупногабаритного транспорта. И, главное, грузы европейских компаний будут переваливаться государственным предприятием. Все это станет реальностью после оформления земельных участков на территории порта, объявления конкурса на строительство терминала.

В финансовом плане предприятия на 2017 год планируется начать строительство зернового терминала

В финансовый план предприятия на 2017 год внесен пункт о строительстве зернового терминала. В случае утверждения, в 2017 году около 100 млн. гривен будут вложены в начало строительства первой очереди зернового терминала. Это позволит существенно повысить показатели перевалки зерновых, которые из-за демпинга частных стивидоров в этом году снизились. Рынок зерна в Украине достаточно объемный и предложений по перевалке зерна будет достаточно для портов Азова, уверен Николай Ильин.

При взаимопонимании на уровне министерства и городской власти, Николай Ильин видит будущее Бердянского порта в развитии портовой инфраструктуры, модернизации оборудования, строительства новых объектов за счет собственных средств и инвестиций европейских партнеров, при условии, что последние готовы принять условия государственного предприятия.